Правильные и неправильные формы обращения к людям с инвалидностью

Терминология, относящаяся к людям с инвалидностью, менялась на протяжении всей истории человечества, независимо от языка. Эта эволюция происходила по мере преодоления предрассудков и мифов.
В современном обществе использование уважительного и корректного языка крайне важно для создания среды, в которой каждый человек чувствует себя ценным и принятым. Это особенно актуально, когда речь идет о людях с инвалидностью, ведь выбранные нами слова влияют на их самоощущение и отношение окружающих.
Почему термин «инвалид» некорректен?
Потому что акцент должен быть на человеке, а не на ограничениях:
Слово «инвалид» фокусируется только на состоянии здоровья, игнорируя личность.
Оно создает стигму — подразумевает, что инвалидность определяет человека полностью.
Предпочтительно:
«Человек с инвалидностью» (people-first language) — например:
«Он — человек с ДЦП» вместо «Он — ДЦПшник».
«Дети с аутизмом» вместо «Аутисты».
Почему слова «неполноценный» и «недееспособный» неприемлемы?
- «Неполноценный»:
Происходит от латинского invalidus («негодный»).
Оскорбительно, потому что отрицает ценность человека.
- «Недееспособный»:
Буквально означает «неспособный», что неверно: многие люди с инвалидностью полностью дееспособны в правовом и бытовом смысле.
Важно: Даже нейтральные, на первый взгляд, слова вроде «страдает» («он страдает от паралича») нежелательны — они делают акцент на страдании, хотя человек может жить полноценной жизнью.
Почему некорректны термины «человек с особыми возможностями» и «человек с ограниченными возможностями»?
- «Особые возможности»:
Это эвфемизм, который пытается заменить слово «инвалидность», как будто оно оскорбительно.
У всех людей разные способности, независимо от наличия инвалидности.
Стирает проблему дискриминации и барьеров, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью.
- «Ограниченные возможности»:
Подразумевает, что человек «ограничен» своей инвалидностью, хотя на самом деле ограничения часто создает общество (отсутствие пандусов, доступного образования и т.д.).
Как говорить правильно?
- Избегайте обобщений
Не «колясочники», а «люди, использующие коляски».
Не «даун», а «человек с синдромом Дауна».
- Не делайте инвалидность «трагедией»
Вместо «прикован к коляске» скажите «передвигается на коляске».
Вместо «жертва аварии» — «человек после травмы».
- Уточняйте, если сомневаетесь
Многие предпочитают identity-first language («аутичный человек»), особенно в сообществах глухих или аутичных людей. Лучший вариант — спросить, как человеку комфортнее.
Почему это важно?
- Язык формирует реальность:
Неправильные термины → стигма → дискриминация.
Корректные формулировки → инклюзия → уважение.
Пример: В международной практике термин «disabled people» (без people-first) тоже допустим — но только если так выбирает само сообщество.