Вместе мы сможем больше!

Изображение: логотип ХМАО

Ханты-Мансийская общественная
региональная организация
Общероссийской общественной организации
«Всероссийское общество инвалидов»

Контакты

г. Ханты-Мансийск, ул. Пионерская, 27

ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!

ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!

Особенно страшно, когда в грохоте выстрелов и криках раненых теряется детство. Великая Отечественная война… целые страницы фронтовых сводок и марши солдат, и вместе с тем детские глаза, которые слишком рано увидели, как выглядит беда, голод, смерть.

Мальчишки и девчонки тех лет не играли в войнушки, они жили во время настоящей войны. Кто-то вставал к станку, едва дотягиваясь до педалей или же с винтовкой в руках шёл в разведку. Кто-то выживал в оккупации, теряя родных, и учился быть тверже и тоже не знать жалости… как они.

С началом войны привычный мир детей рухнул в одночасье: игрушки сменились инструментами, школьные парты – станками, а мечты о будущем – просто борьбой за свое выживание. Тысячи мальчиков и девочек встали на трудовые и боевые рубежи. Взяв на себя взрослые обязанности, дети рано столкнулись с утратами, страхом и голодом, что ускоряло их психологическое взросление, закаляло характер, формируя поколение с особой стойкостью и чувством долга перед страной.

Власть старалась заботиться о будущем поколении. Появлялись детские дома, школы и распределительные пункты, однако помощь от государства не всегда соответствовала масштабам бедствия. Поэтому миллионы подростков от 12 до 16 лет трудились в тылу: на заводах, в колхозах, госпиталях, часто по 12–14 часов в сутки. А еще больше 30 тысяч несовершеннолетних детей участвовали в сражениях, были связными, разведчиками и партизанами.

Если говорить про работу в тылу, то дети стали внушительной опорой не только для сельского хозяйства, но и для промышленности, заменяя взрослых, ушедших на фронт. Они без устали работали на заводах и фабриках, выпуская снаряды, детали для танков и самолетов. Чтобы дотянуться до станков, низеньким ребятишкам приходилось вставать на ящики…

Рабочие смены нередко длились по 12–14 часов. Дети работали без поблажек, наравне со взрослыми, были выносливыми и очень ответственными. Были даже детские бригады, которые стали настоящими передовиками производства: так, на Урале и в Сибири школьники выполняли до 150–200% нормы.

Активно работало движение «тимуровцев». Как раз в 1940 году была написана повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда», и многие ребята подражали ее герою Тимуру. Подростки добровольно помогали семьям фронтовиков, ветеранам и раненым: кололи дрова, носили воду, писали за них письма и ухаживали за хозяйством.

На колхозных и совхозных полях дети также внесли неоценимый вклад: пахали землю, убирали урожай, пасли и кормили скот. Школьники собирали лекарственные растения, сдавали металлолом, участвовали в заготовке топлива, даже помогали строить оборонительные укрепления, маскировали технику и военные объекты.

Дети работали, несмотря на постоянную усталость, нехватку еды и тепла. Потому что дух ответственности и стремление приблизить победу заставляли их идти до конца. Детский труд был незаметен на передовой, но жизненно важен для всей страны.

Война. Дети войны… Особая, трагическая и в тоже время героическая страница нашей истории, которую мы должны беречь, помнить и передавать следующим поколениям. Опыт людей, переживших это время – самый настоящий урок мужества, ответственности и любви к Родине, даже для самых маленьких и уязвимых…

Память о погибших в той страшной войне формирует историческое сознание нашей нации и помогает воспитывать чувство сопричастности и уважения к прошлому. А в тревожном современном мире всегда должно звучать напоминание о необходимости защищать детство от ужасов прошлого века. Пусть больше это не повторится никогда!


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.