Вместе мы сможем больше!

Изображение: логотип ХМАО

Ханты-Мансийская общественная
региональная организация
Общероссийской общественной организации
«Всероссийское общество инвалидов»

Контакты

г. Ханты-Мансийск, ул. Пионерская, 27

ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!

ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!

Мамкин Александр Петрович-За проявленный беспримерный подвиг в ходе операции «Звёздочка» был посмертно представлен 105-м ОГАП ГВФ СССР к присвоению звания Герой Советского Союза.

По неизвестным причинам звание Героя за последний подвиг, совершённый в ходе этой операции, Мамкину А. П. присвоено не было.

Весной 1944 года белорусские партизаны провели операцию под кодовым названием «Звездочка».

Еще осенью 1943 года разведгруппа партизан отряда имени Щорса Полоцко-Лепельской партизанской зоны в деревне Бельчица, где стоял крупный немецкий гарнизон, неожиданно обнаружила большое количество детей.

Дети были воспитанниками Полоцкого детского дома № 1, который в 1941 году не успели эвакуировать. В результате десятки детей, а также воспитатели остались в оккупированном Полоцке. Количество воспитанников все время увеличивалось: немцы отправляли в дом детей расстрелянных подпольщиков. В 1943 году гитлеровцы отправили детей в Бельчицу: воспитанникам и педагогам предлагалось самостоятельно позаботиться о поисках еды.

Разведчики, переговорившие с воспитателями, узнали, что немцы планировали вывезти часть младших воспитанников детдома в Германию для передачи в немецкие семьи. Остальных же решили сделать донорами для раненых солдат вермахта. Но дети часто болели, и раздраженные немцы стали поговаривать о необходимости избавиться от обузы. Малышей могли просто уничтожить, особенно с учетом того, что многие из них были детьми казненных подпольщиков.

Командование Полоцко-Лепельского партизанского соединения приняло решение провести операцию по спасению детдомовцев.

Готовились тщательно, понимая, что одна ошибка может обернуться катастрофой. Вечером 18 февраля 1944 года под прикрытием темноты отряд имени Щорса практически в полном составе совершил двадцатикилометровый марш-бросок с места дислокации к месту нахождения детей. На опушке леса перед деревней создали оборонительный рубеж. Затем разведчики начали вывод детей. Те, кто постарше, шли сами, маленьких и больных партизаны выносили на руках по глубокому снегу. За оборонительным рубежом были приготовлены сани. Сформированный санный обоз увез детей в глубокий партизанский тыл. Операция была проведена ювелирно: эвакуация прошла без боестолкновений.В рейс с пассажирами, оказавшийся для него последним, Александр Мамкин вылетел ночью 11 апреля. Самолет был нагружен до предела. В двухместный Р-5 удалось втиснуть, помимо самого летчика, 10 детей и троих взрослых. «Диспозиция» была такая: семеро подростков в кабине штурмана-наблюдателя, еще трое самых маленьких ребятишек вместе с воспитательницей Валентиной Степановной Латко кое-как уместились в пустоте задней части фюзеляжа. Наконец, двоих раненых партизан поместили в так называемые подкрыльевые подвесы-короба — длинные узкие цилиндры из фанеры, которые крепились с помощью штатных бомбодержателей по одному с каждой стороны самолета к его нижним крыльям. Такие контейнеры были предназначены для перевозки дополнительных грузов, но при особо острой надобности их использовали в качестве «пассажирских мест».

Взлетел Мамкин благополучно, опыт ночных полетов вслепую у него был к тому времени большой.

Так что поначалу все складывалось благополучно. Однако на подходе к линии фронта Р-5 попал под вражеский обстрел. В одних источниках говорится, что огонь вели немецкие зенитки, в других упоминается атака неприятельского самолета.

11-летняя в ту пору Галина Петровна Форинко (Тищенко) была среди тех, кто находился на борту «разведчика». Она вспоминала позднее: «…Вдруг раздался резкий стук, как будто горох или камешки бросают на фанеру. А через несколько секунд увидели впереди, где кабина летчика, пламя. Я помню руки Мамкина в этом огне — они метались и все что-то делали…»

Лейтенант получил ранение в голову, пилотируемый им биплан загорелся. А ведь фюзеляж Р-5 в основном был собран из сосновых планок и фанеры. Огонь, вспыхнув впереди, быстро переполз по капоту двигателя к кабине пилота, вскоре она уже полыхала вовсю.

В такой ситуации летчику полагалось, согласно инструкции, покинуть обреченный самолет. У Александра такой шанс был: вот он, парашют, на пилотском месте, и высоты хватит, чтобы прыжок завершился успешно. Однако Мамкин прекрасно понимал, что, поступив подобным образом и спасая свою жизнь, он обрекает на неминуемую гибель тех троих взрослых и десять детей, которые находятся в отсеках его самолета.

Он сделал выбор — и остался в пылающей кабине своего «разведчика», стараясь перетянуть на нем через линию фронта. Некоторые из детей, находившихся в штурманском отсеке, видели, как летчик превратился в пылающий факел — на нем горел комбинезон, пламя охватило шлемофон так, что металлические кругляши летных очков вплавились в лицо…

Позднее медики, осматривавшие Мамкина, только разводили в недоумении руками: невозможно представить, как серьезно раненный человек с такими страшными ожогами мог сохранить способность еще несколько минут управлять самолетом!

Этих минут Александру хватило на то, чтобы совершить посадку. По счастью, это произошло уже на территории, занятой советскими войсками, а внизу оказалось замерзшее озеро Болныря. Ломая прибрежные кусты, пылающий «разведчик» выкатился на лед и остановился. К тому моменту пламя уже «прогрызло» переборку штурманской кабины и вот-вот могло добраться до находившихся там детей. Но Володя Шашков, не растерявшись, сразу же вспомнил данные ему уроки и смог быстро открыть люк хвостового отсека, помочь детям и воспитательнице спуститься вниз. Вслед за тем удалось вызволить из узких подвесных «пеналов» обоих раненых и волоком оттащить их подальше от опасного места.

Сам летчик тоже в обреченном самолете не остался. Шашков обнаружил Мамкина лежащим в нескольких метрах от самолета. В своих воспоминаниях Владимир написал: «Он лежал в кустах и был без сознания… Мы затушили тлеющую на нем одежду, он сильно обгорел: колени обеих ног, грудь, шея и руки…»

Александра то ли выбросило при жесткой посадке из кабины, то ли он сам каким-то образом сумел выбраться из нее. Но как? Ведь ноги у него обгорели ниже колен буквально до костей!

К месту аварийного приземления вскоре подоспели бойцы расположенных неподалеку частей Красной Армии. Мамкина и спасенных им людей срочно отправили в тыл. Всех ребят перевезли в детские дома. Раненых партизан успешно лечили в госпитале. А для лейтенанта Александра Мамкина этот «огненный маршрут» закончился трагически. Несколько дней врачи пытались спасти его, хотя и не скрывали удивления, что, несмотря на сильнейшие ожоги, этот крепкий парень еще продолжает так долго бороться за жизнь. 17 апреля 1944 года сил на дальнейшую борьбу у него не осталось.

Летчика сперва похоронили в ближайшей к госпиталю деревне. Однако уже после войны, в 1950-е, его вместе с останками других погибших в боях перенесли в ближайший райцентр — смоленский город Велиж, где на высоком левом берегу Западной Двины был создан воинский мемориал «Лидова гора». А возле озера Болныря установлен монумент с надписью: «Товарищ, помни! Здесь 12 апреля 1944 года в 03 ч. летчик 105-го гвардейского авиаполка Александр Петрович Мамкин совершил подвиг. Погибая сам, спас 13 человек детей и партизан. Вечная слава Герою».


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.